К 2006 году компания «Северсталь-авто» продолжала блестяще реализовывать стратегию сбалансированного развития сборочного производства и сохранения позиций в бюджетном сегменте российского автомобильного рынка.
Кроме сборки корейских внедорожников SsangYong, «Северсталь-авто» начала сборку легких коммерческих грузовиков FIAT Ducato. Для этого в 2006 году она полностью перестроила мощности завода малолитражных автомобилей в Набережных Челнах (Республика Татарстан) для производства автомобилей FIAT.
Результаты того года показали, что спрос на бюджетные автомобили высок не только у рядовых автомобилистов, но и у российских государственных предприятий. Учитывая такие условия формирования рынка, компания подготовила планы запуска расширенных мощностей по сборке новых моделей SsangYong класса SUV и легковых автомобилей FIAT. Параллельно значительные средства выкладывались в обеспечение лидирующей доли УАЗ на рынке в секторе SUV и малобюджетных LCV. На заводе была проведена масштабная реструктуризация производства и глубокая модернизация сборочного корпуса.
Одновременно руководство компании «Северсталь-авто» утвердило план динамического развития собственной дилерской сети, через которую предполагалось реализовывать до 30% продаваемых автомобилей, включая импортируемые модели FIAT. Дилерская сеть, по замыслам специалистов, должна была помочь компании усилить позиции на рынке, а также повысить рентабельность на уровне всего холдинга «Северсталь».
Одним из ключевых моментов программы интенсификации и расширения выпуска автомобилей стало решение компании придерживаться японской модели производства и маркетинга, заключающейся в минимизации расходов, в первую очередь на логистику и склады. В итоге компания «Северсталь-авто» всего за 4 года активной работы стала самым прибыльным российским производителем автомобилей с огромным производственным потенциалом. Сборка в России автомобилей иностранных брендов, особенно малобюджетного и бюджетного ряда, явилась оптимальным решением для российских потребителей с точки зрения соотношения цены и качества.
Освоив выпуск легковых и легких коммерческих автомобилей, компания «Северсталь-авто» обратила серьезное внимание на организацию сборки грузовых автомобилей, наиболее полно отвечающих требованиям российских перевозчиков. Как показывал анализ, проведенный экспертами «Северсталь-авто», самым подходящим был автомобиль полной массой до 9 т, простой в производстве и надежный в работе, легко адаптируемый к непростым условиям эксплуатации в России, шасси которого можно использовать под установку различных специальных кузовов и надстроек.
В то же самое время компания ISUZU стремилась войти на российский рынок с поистине легендарным семейством малотоннажных грузовиков, невероятно популярным во всем мире. И партнером в этом проекте выступила компания «Северсталь-авто», которая вложила средства в организацию сборки грузовых автомобилей на площадях входившего в ее состав Ульяновского автомобильного завода (ОАО «УАЗ»). Надо отметить, что специалисты УАЗа еще во время поездки в Японию в 2003 году побывали на заводах компании ISUZU и отметили, с одной стороны, перспективность продаж автомобилей серии N в России, а, с другой стороны, простоту, рациональность и доступность технологии сборки этих автомобилей в условиях УАЗа. В свою очередь, первые представители ISUZU, побывавшие в Ульяновске, отметили большие возможности УАЗа, особенно наличие всего комплекса механосборочных и вспомогательных производств.
Это позволяло всерьез говорить об организации в перспективе автомобильного производства полного цикла. Проблемной была лишь подготовка и окраска кабин – технология не отвечала стандартам компании ISUZU. Во всем остальном площадка ОАО «УАЗ» отлично подходила для организации сборочного производства грузовых автомобилей легкой и средней серии.
Итогом взаимного изучения производств стало принятое в авгус- те 2005 года решение об организации на площадях УАЗа сборки грузовых автомобилей ISUZU из готовых машинокомплектов. Со стороны ОАО «УАЗ» руководителем проекта назначили Павла Головина, со стороны компании ISUZU работу возглавил Садао Сигиура. До этого момента в российской автомобильной промышленности не было примера столь масштабного сотрудничества с зарубежными партнерами, к тому же осуществленного в крайне сжатые сроки. В течение полугода была подготовлена документация по новому сборочному корпусу, получено и смонтировано технологическое оборудование. Совместно с японскими конструкторами автомобили были доработаны в соответствии со спецификой эксплуатации в России, обеспечен весь пакет учредительных, организационных и технологических документов. К февралю 2006 года все подготовительные работы были завершены, и стороны приступили к строительству и оснащению завода.
Спустя 4 месяца,11 июля 2006 годакомпании «Северсталь-авто» и ISUZU ввели в эксплуатацию комплекс по сборке грузовых автомобилей ISUZU NQR71P грузоподъемностью 5 т на производственной площадке Ульяновского автомобильно- го завода. На российский рынок они поступали под маркой NQR Turbo.
Сейчас российской компании принадлежит 50% капитала СП, японской – 45%. Эксклюзивным поставщиком автомобилей и машинокомплектов ISUZU на территорию России и других стран СНГ являлся японский торговый дом Sojitz Corp., ставший третьим участником совместного проекта с 5% капитала. Технология сборки автомобилей предусматривала поставку машинокомплектов крупными лотами. Что это значит? На завод поступали контейнеры, в которых находились отдельные узлы и агрегаты, упакованные в специальную тару для морских перевозок. Логисты компании разработали маршрут доставки машинокомплектов, который на первый взгляд кажется необычным. Вместо доставки их морем во Владивосток и далее по железной дороге в Ульяновск, грузы идут морем в Санкт-Петербург и оттуда автомобильным транспортом на завод. Причина выбора такого маршрута проста – железнодорожный транспорт не смог обеспечить бесперебойную ритмичную поставку машинокомплектов.